Интерфейсы, датчики, борткомпьютеры…
Наблюдая из иллюминатора, как к самолету подъезжают специальные автомобили и спецтехника, мы видим только малую часть работы местной инфраструктуры. Аэродром – большой муравейник, по которому передвигается множество устройств, и каждое из них действует по своему алгоритму.
Обычно управление обслуживанием и его координация с другими процессами аэропорта ведутся вручную. При этом внезапные погодные изменения и нештатные ситуации требуют немедленной перестройки всей транспортной службы. Вот здесь и могут возникнуть проблемы.
«Время обслуживания самолета строго регламентировано. Любая приостановка, например, из-за поломки или неполной комплектации, может привести к задержке рейса, а это серьезные убытки. Причем не только на земле, но и в воздухе. Вспомните ситуацию: лайнеры совершают дополнительные круги в небе в ожидании, когда освободятся взлетно-посадочные полосы», – рассказывает ученый.
В основе новой информационно-аналитической системы – цифровые автолифты. Такие машины с установленными на них мобильными контейнерами позволяют доставлять на борт все необходимое для рейса: питание и напитки, посуду, товары дьюти-фри, наушники, пледы, подушки, прессу...
Российские специалисты оснастили этот транспорт различными датчиками, в том числе сенсорами перегрузки, положения трапа, камерами и системой предотвращения столкновений. Для грузов внедрили систему маркировки – QR-коды и RFID-метки (они позволяют записывать данные с помощью радиосигналов).
В итоге вся информация о грузах и автолифтах передается в единую систему, к которой могут подключаться различные службы – безопасности, диспетчерская, аэродромная, а также другие аэропорты. Состояние и расположение каждого погрузчика и объектов в нем можно отследить на бортовом компьютере с цифровым интерфейсом.
Найти потерянный груз
Конечно же, автолифты использовались в аэропортах и раньше. Однако интеллектуальной системы управления у них не было. Теперь же с ее помощью можно быстро найти потерявшийся груз, проконтролировать стыковку погрузчика с самолетом, оценить вероятность возможной аварии и избежать столкновения с другой техникой, улучшить навигацию и ускорить передвижение по аэродрому.
Новый технологический комплекс помогает планировать все этапы обслуживания. Обычно время на него, в зависимости от типа самолета и рейса, может занимать от 9 до 25 минут. По данным разработчиков, теперь оно уменьшилось на 15%. С учетом жесткого графика, это значимый показатель. Кроме того, технологии позволили уйти от дополнительных проверок, что также сократило вынужденные простои воздушных судов.
«Например, в аэропорту Шереметьево числится более 200 автолифтов. Из них 120-150 используются ежедневно. Благодаря внедрению системы число транспортных средств сократилось на 20% – это около 40 единиц», – добавляет Андрей Ронжин.
Сейчас новый цифровой комплекс используется в 12 российских аэропортах: в столичных Шереметьево, Внуково и Домодедово, в петербургском Пулково, а также в аэропортах Краснодара, Новосибирска, Нового Уренгоя, Нижневартовска, Кемерово, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и даже Минска.